Андрей Клименко
Создатель PiratePay и Teleport
Эта беседа стала для нас в какой-то степени и научно-популярной лекцией.
Знакомьтесь - Андрей Клименко, один из создателей Pirate Pay и Teleport.
Разработки, придуманные и реализованные Андреем , его братом Алексеем и их другом Дмитрием Шуваловым, используют во всем мире. Среди их клиентов - Первый канал, IVI и создатели известных фильмов. О пиратских сайтах, развитии интернета и науке - читайте в нашем интервью.
Путь в программирование

В 6 классе я не видел, и даже не представлял, что такое интернет. Отец приобрел компьютер нам домой, когда он стоил, не знаю, как автомобиль, наверное. Это был компьютер ZX Spectrum 48. Только посвященный знает, что это такое. На нем мы и начали изучать программирование. Я точно могу сказать, что благодаря этому мы с ранних лет погрузились в эту тему.

Изначально я хотел поступать на механико-математический факультет, но так случилось, что поступил на физический. И влюбился в физику. На старших курсах, успел поработать в школе учителем, причем в той же самой, в которой и учился. После этого был год в аспирантуре. Но денег было мало, и я решил: "Нет, я не смогу так" – и ушел работать в другую сферу.


Путь в профессию

Мое первое место работы – компания ЭР-Телеком (сейчас Дом.ру - прим.). Через год после этого меня пригласил к себе Илья Миков, замечательный предприниматель. С ним вместе мы начали строить беспроводную сеть передачи данных в компании "Кам-телеком".

В те годы, когда я начал работать в этой сфере (2002-2003 г.г.), интернет был большой редкостью даже в офисах, не говоря уже о домашнем использовании. Мы работали в

В те годы случилось очень важное событие для развития интернета и в Перми, и в России. Раньше на Урале монополистом была компания "Уралсвязьинформ", которому принадлежала вся инфраструктура: провода, кабельная канализация и прочее. Бизнес-модель ЭР-Телекома была следующей: компания приходила, арендовала провод у УСИ за определенную сумму денег, затем проводила в офис клиента и продавала им интернет, что приносило гораздо больше денег, чем стоимость аренды провода. В этом и заключалась бизнес-модель. Из-за повышения цен на услуги "Уралсвязьинформа" в один день эта бизнес-модель перестала работать. Тогда молодой еще рынок независимых операторов связи осознал, что без собственных проводов работать нельзя.

Именно тогда у ЭР-Телеком зародилась идея о массовом строительстве оптики по всему городу - родился Дом.ру. И тогда же Илья Миков вместе с партнерами тоже начали строить собственную сеть беспроводной передачи данных, к которой и я приложил руку. Мне посчастливилось поработать в этой компании 8 лет. Спустя 6 лет работы ее купила федеральная компания "Синтерра", которую, в свою очередь, выкупил МегаФон.
Любой интернет в будущем - это некое общественное благо, которое между всеми бесплатно распределяется.
О развитии интернета

Как живут операторы связи: есть оборудование, к которому я подключаю своих абонентов. Но и мне самому тоже нужно подключение к интернету. Я иду к вышестоящим операторам связи и говорю: "Слушайте, а продайте мне много интернета, а я его распределю между своими абонентами". Как в анекдоте, "на эти 2% и живу", покупая оптом у вышестоящих операторов, а затем продавая в розницу.

С этим отдельная история. В компании мы решили поэкспериментировать с безлимитными тарифами для юридических лиц. Когда я пришел на защиту проекта, то предложил генеральному директору продавать клиентам канал со скоростью 1 Мегабит в секунду не за 60 тысяч рублей, которые мы платили за него вышестоящему оператору (да! такие раньше были цены на интернет), и уж тем более не дороже, а дешевле - за 30 тысяч!. Трюк в том, что когда ты покупаешь оптом 1 Мегабит, то ты можешь раздать его на 4 клиентам одновременно потому что потребитель никогда не нагружает на 100% свой канал. Можно провести аналогию с домашним интернетом: пользователь проводит интернет 100 Мбит/сек, но пользуетесь вы только 10%, не больше. Нескольких таких пользователей можно ужать, чтобы 100 Мбит/сек распределялись между ними. Они не будут между собой конфликтовать, не будут драться, потому что люди все равно никогда не употребят этот объем. Не могу сказать, что это хитрость перед абонентами. Операторы не ограничивают, а предполагают, что люди не будут пользоваться на 100% этими мегабитами. Это все сбалансированно: есть тот, кто не пользуется и тот, кто пользуется без конца.

Любой интернет в будущем - это некое общественное благо, которое между всеми распределяется. В конечном итоге оно должно стать бесплатным, но сейчас такое оборудование, которое не может переваривать безлимитное потребление всех абонентов. Мобильный трафик растет бешеными темпами, а количество базовых станций на город не такое большое, следовательно, оборудование забивается и в дальнейшем ухудшает качество передачи.

Но по факту, мне кажется, что история неумолима, поэтому следующий уровень, 5G, который, возможно, скоро появится, позволит поддерживать гигабитную скорость на устройстве. Как только это будет в широком доступе, все операторы связи снова вернутся к безлимитным тарифам. Ведь если люди платят тебе 300 рублей за такой маленький и ограниченный интернет, то при его увеличении в 100 раз, они не будут платить 30 тысяч. И тогда появятся операторы, которые будут готовы продавать такие тарифы за прежние 300 рублей, потому что их расходы не возросли.
Первые шаги к собственному бизнесу

В это же время пришла идея о собственном деле. В Кам-телекоме я работал коммерческим директором и не был собственником компании. Когда ты наемный работник, пусть и на руководящей должности, все равно есть потолок по зарплате. Вместе с братом и другом мы размышляли на тему, что нам очень хочется свой бизнес: сделать что-то такое интересное, чтобы в конечном итоге получать значительно больше, чем на тот момент. И мы пробовали совершенно разные темы.

Например, есть такая проблема - теряются вагоны. Причины разные, чаще всего - разгильдяйство - на станции отправили не туда. И стоит этот вагон в тупике 2 года, и при этом никто не может его найти, потому что по бумагам он должен был уехать в другое место. Мы решили: "Окей, давайте прикрепим на вагоны GPS". Но есть проблема: у вагонов нет электричества, чтобы была зарядка. Тогда мы сказали: "Окей, тогда мы сделаем специальный блок питания, который от вибрации вагона будет заряжать GPS".

Этот бизнес можно было поднять, и мы даже продали идею крупнейшему в стране оператору грузовых вагонов. Однако, спустя год мы завершили работу над проектом. Честно говоря, нам не хватило опыта, который был необходим. Мы осилили дойти до определенной точки, но потом решили, что дальше не пойдем.

А затем цепочка событий привела к началу нового бизнеса - Pirate Pay.
Что-то не получилось? Отлично, есть возможность этому поучиться. Есть проблема? Окей, проблему поняли, теперь нужно искать решение, какой бы она огромной и страшной не казалась.
Запуск Pirate Pay

Все началось с того, что еще во время работы в Кам-телеком мы выявили проблему: есть 3% абонентов, которые тратят 30% от общего трафика. Они врубают торрент и качают, качают, качают. Первая мысль была: "Может, эти 3% можно как-то отключить, и тогда все будет более радужно?" Но так делать нельзя: законы запрещают без причины отключать абонентов и ограничивать им скорость. Хотя, на самом деле, операторы все равно вводят ограничения.

Тогда мы и подумали: можем ли мы каким-то образом написать технологию, которая будет решать эту проблему? Сделали эту технологию, протестировали, и она показала неплохие результаты. Конечно, был ряд нерешенных проблем, но в принципе, эта железная коробочка, которую можно поставить операторам связи, экономит деньги, которые он должен тратить на закупку у вышестоящего оператора.

Но В 2008 году случилось 2 роковых события. Первый - то, что называют "мировой финансовый кризис". Кризис напрямую касается операторов связи, потому что часть клиентов просто-напросто закрылись. Часть бизнеса испытывали трудности и начали урезать бюджет на связь. Тогда у всех операторов связи продажи упали на 30%, и началась жесткая конкуренция и борьба за каждого клиента.

Второе событие - очень резкое падение цены на интернет у магистральных операторов. Именно на внешний, который закупают операторы. И если раньше у нас была бизнес-модель, которая приносила условно 20 тысяч рублей в месяц, то в этих условиях осталось только 5 тысяч. И мгновенно бизнес-модель перестала быть рабочей. И тогда мы подумали: "Окей, мы умеем управлять торрентами. Кому это может быть еще нужно?" И поняли, что есть правообладатели фильмов, которые борются с пиратами потому что теряют из-за них выручку. Я съездил в Москву, поговорил с Александром Акоповым (основатель компании Амедиа и замечательного сервиса Amediateka) . Он выслушал мою идею, услышал ценник - 30 тысяч долларов в неделю - и сказал, что он за такие деньги не купит, потому что это целый бюджет одной серии сериала, а вот "большие киношники" возьмут. Конечно, затем эта цифра очень сильно корректировалась. Но тем не менее, и при этих ценах это им было нужно. Производственный бюджет одного фильма, если это Голливуд, может быть десятки и сотни миллионы долларов. В России, конечно, скромнее. Но в целом, есть фильмы, которые зарабатывают сотни миллионов рублей в прокате, и для которых нужно вкладываться в защиту. Мы проверили спрос, я вернулся в Пермь и сказал: "Все, нужно туда идти".

Это был 2010 год, и я все еще работал в компании Синтерра. Над своим проектом, понятно, занимались в нерабочее время: собирались на выходные. В какой-то момент мы сели и договорились, что я пишу заявление об уходе. Я уволился сразу после своего дня рождения, и начался новый этап. Было очень страшно, потому что доходов новая компания еще не приносит, и есть непонимание, что будет дальше. Прыжок в неизвестность, смена уклада жизни… Хотя, у меня все-таки авантюрный склад характера, и я склонен все воспринимать позитивно. Что-то не получилось? Отлично, есть возможность этому поучиться. Есть проблема? Окей, проблему поняли, теперь нужно искать решение, какой бы она огромной и страшной не казалась. Смысл этого бояться? Нужно искать решение.



О развитии проекта и гранте в 100 000 долларов

Тогда компания Microsoft создала венчурный фонд. До этого в технологические стартапы они никогда не вкладывали деньги, и поэтому решили: "О, давайте попробуем, вдруг из этого что-то вырастет" - и выбрали Россию.

Мы подали заявку и стали, по-моему, первой компанией, которая получила грант Майкрософт на развитие этой технологии. Разумеется, там был конкурс, было 20 заявок. В жюри сидели венчурные инвесторы. Презентацию мы делали фактически по скайпу. Нам присудили 1 место и дали грант на 100 тысяч долларов, и мы начали реализовывать свой проект. Благодаря ему мы смогли за полгода написать самую базовую версию продукта. Дима и Алексей весной ушли со своих предыдущих работ и мы начали работать над проектом вместе.

Первые деньги за работу мы получили в декабре 2011 года, и нам посчастливилось поработать с фильмом "Высоцкий. Спасибо, что живой". И этот фильм заработал более миллиарда рублей в прокате.


При мне два человека договорились, что они не будут покупать билеты фильм, потому что его можно посмотреть в Интернете бесплатно. Киноиндустрия в целом не пострадала, но продюсеры этого фильма точно не получили два билета.
Как работает Pirate Pay?

Представьте, что вы сняли фильм. Вложили все свои деньги, заняли у всех своих друзей, продали квартиру, машину. И теперь нужно, чтобы этот фильм "откатался" в кинотеатрах, и за него заплатили деньги. Если есть какой-то источник пиратства, где люди могут бесплатно его посмотреть, - это угроза для вашего дохода. Здесь приходим мы и говорим: «Если ты заплатишь определенное количество денег, то мы гарантируем, что существенно снизится количество этих пиратских скачиваний. И тогда, возможно, люди пойдут в кинотеатры». То есть, нам дают деньги, чтобы мы снизили количество скачиваний в Интернете. Причем, это работает для разных случаев и времени. Если это кино, то защита нужна на момент выпуска фильма в кинотеатрах. Если это игра, или музыка, то у них сразу идут в Интернете продажи, и мы в этом тоже сильно помогаем.

Люди, не имея возможности скачать это в торрентах или не найдя на пиратских сайтах, пойдут и все-таки купят этот продукт или сходят в кино. Это открытый вопрос, насколько борьба с пиратством в Интернете влияет именно на киносборы. Хотя, например, был российский фильм, в защите которого мы участвовали. И так случилось, что еще до кинопремьеры произошла его утечка. И я просто в гипермаркете "Семья" еду по эскалатору в кинотеатр, и стоят девушка с парнем. Она говорит: "Слушай, давай посмотрим этот фильм?" Он отвечает: "Да ну, зачем? Он же в Интернете есть. Давай лучше другой". То есть, прямо при мне два человека договорились, что они не будут покупать билеты на этот фильм, потому что его можно посмотреть в Интернете бесплатно. Вместо этого они купили билет на другой фильм. Киноиндустрия в целом, может быть, не пострадала, но продюсеры этого конкретного фильма точно не получили два билета. Таким образом, продюсеры платят за то, чтобы было как можно меньше скачиваний пиратского контента в Интернете.

Что мы делаем? Я иногда привожу аналогию с радаром и постановкой помех. Сейчас уже люди не так интенсивно пользуются торрентами, но все равно количество торрент-клиентов находится примерно на одинаковом уровне в мире. Общее количество пользователей растет, следовательно, потребление видео другими способами тоже растет. И торренты в этом смысле остаются на месте, они не растут. Именно поэтому мы тоже уходим в другой бизнес. Так вот, любой торрент-клиент, который стоит на компьютере, он должен найти другие компьютеры, на которых лежит этот контент. Он, как радар, сканирует пространство и пытается их найти. Мы подключаемся к этому торрент клиенту и создаем такой шум, то есть специально шлем специфически подготовленную информацию, чтобы он не мог эффективно найти других пиров.. И везде наши пиры вступают с ним в коммуникацию и говорят: "Да, да, да у меня есть, подожди. Я тебе сейчас дам. Слушай, там еще есть хорошие пиры, и там".

Технология она основана на том, что мы арендуем сервера, на которых есть специальное программное обеспечение. Оно выявляет всех, кто скачивает определенный контент. Мы не боремся с торрентом, как с технологией, мы выбираем конкретную торрент-раздачу, и по ней получаем список всех пиров, которые ее раздают, подключаемся к каждому из них и создаем вот такой шум, чтоб они не могли между собой нормально соединиться. Причем это не влияет на работу других торрент раздач.
Сайт нельзя полностью блокировать от пиратов, но достаточное количество барьеров действительно снижает потребление на пиратском сайте.
О киноиндустрии и борьбе с пиратами

В 2013 году в России было подряд принято несколько законов про борьбу с пиратством. Раньше не было отдельного закона. Я помню, мы реально участвовали в рабочей группе, которая готовила закон. Работали даже несколько рабочих групп, в результате чего действительно появился закон, который во многом отражает международную практику.

На международной практике это выглядит следующим образом: допустим, вы - пиратский сайт. И вы предлагаете какой-то контент, который принадлежит мне. Я могу прямо вам написать и сказать: "Слушайте, это мое, пожалуйста уберите, иначе будет плохо." При этом, за рубежом, если этого не происходит, то есть перспективы судебных исков и риск потерять бизнес. Есть отдельные страны, где тоже блокируют сайты.

У нас пошли примерно по такому же способу: возложили на Роскомнадзор обязанность по ведению списка черных сайтов. В целом закон претерпел 3-4 поправки. Мы участвовали в обсуждении практически всех поправок. У нас были собственные, которые касались торрентов. Так я изнутри поучаствовал и понял, как работает процесс в целом.

Я помню, у нас был такой эксперимент - мы в какой-то момент времени решили: "Окей, если сайты блокируются, то люди все равно ищут другие сайты. Они же хотят посмотреть фильмы. Они не злые, просто в поисковике набирают фильмы и попадают на пиратскую площадку". Мы договорились с несколькими сайтами о том, что когда у них убирается контент, туда ставится ссылка на легальный сайт: на ivi, на Амедиатеку, на что-то еще. И это работало без всякого закона, просто по договоренности с пиратскими сайтами. К сожалению, конфликт интересов не устранился, потому что пиратский сайт никогда не уберет популярный контент. Они так привлекают трафик. И даже если очень сильно ты их просишь, они будут убирать что-то менее популярное. И мы попали между двух огней: правообладатели нам говорят: "Андрей, все хорошо, спасибо, но вот это нужно тоже убрать." Я иду к ребятам с пиратских сайтов, они говорят: "Нет, слушай Андрей, мы уже отдали тебе кучу другого. Что тебе еще надо? Это мы не уберем." В конечном итоге мы подумали, что это может закончиться судебным иском и не стали это дальше развивать.

Я скажу, что к общению их сподвигнул этот закон. То есть до этого закона о блокировке, разговоры особо ни к чему не приводили. Иногда могла какая-то просьба сработать. Но только под риском блокировки но они реально испугались и начали сотрудничать. В публичном пространстве высмеивается блокировка, но в тоже самое время мы воочию пронаблюдали с помощью наших счетчиков как падает посещаемость сайта, который попал в блокировку. Трафик в разы упал. Поэтому, при всей критике, это реально работает.


Все понимают, что полная блокировка недостижима. Например, мы в торренте не можем полностью блокировать трафик. Сайт нельзя полностью блокировать от пиратов, но достаточное количество барьеров реально снижает потребление на каком-то пиратском сайте. Более того, это демотивирует владельцев пиратских сайтов вообще дальше что-то развивать. Я просто был свидетелем того, как пираты обсуждали: "Блин, все стало настолько сложно, что я уже просто хочу выйти из бизнеса" Их заблокировали несколько раз, и для их это из легких денег превратилось в сложную погоню, поэтому многие не выдерживают и уходят.
Когда много людей смотрят одно и то же видео, наша программа соединяет людей друг с другом, и дальше, условно говоря, каждый кусочек видео, который поступает в браузер, распространяется между зрителями.
Развитие нового направления - TELEPORT

Сейчас мы продаем новый продукт, предназначенный для онлайн-кинотеатров, для онлайн вещателей. В чем его польза? Наш код позволяет снизить нагрузку на сервера вещателя и дать более высокое качество зрителям. То есть это специально миниатюрная программа, которая работает на сайте онлайн-кинотеатра. Когда много людей смотрят одно и тоже видео, наша программа соединяет людей друг с другом, и дальше каждый кусочек видео, который поступает в браузер, распространяется между зрителями.

Взять тот же самый футбол. Трансляцию включают полмиллиона человек, и они все идут в 1 точку, которая обслуживается либо сервером, либо группой серверов. Какими бы мощными они не были, рано или поздно они падают. Мы говорим: "Мы меняем игру." Все эти 500 тысяч зрителей становятся, в каком-то смысле, источниками распространения трафика. Фактически, ваш компьютер - это ретранслятор: получили кусочек видео и передали его кому-то еще или двум, а они дальше еще передали кому-то или двум и так далее. Они не с 1 точки забирают трансляцию, а друг у друга. И благодаря этой технологии нам удается перемещать до 80% трафика из одной изначальной точки в эту сеть. Это выгодно для зрителей, потому что качество остается стабильно высокого уровня.
Я могу сказать, что среди всех русских компаний мы единственные, кто действительно сейчас показывает результат и стоит на ощутимых по трафику ресурсах.
Про конкурентов

У нас есть 2 сильных конкурента: Французская компания "StreamRoot" и Израильская компания "Peer5". Клиенту они дают практически такую же услуги, что и мы. Но у нас есть одно важное отличие - наша технология поддерживает специальные режимы защиты контента от пиратства. Грубо говоря, я знаю как "взломать" протокол конкурентов, чтобы дать кому угодно неограниченный доступ к контенту с сайта, на котором они стоят. Например, транслировать без оплаты сериал "Карточный домик", если бы они стояли на HBO. Наша технология предусматривает изящную защиту от этого, причем она запатентована .

Я могу сказать, что среди всех русских компаний мы единственные, кто действительно сейчас показывает результат и стоит на ощутимых по трафику ресурсах. Остальные компании экспериментировали, но в конечном итоге не смогли взять определенную планку качества. Никакой вещатель или никакой сайт не согласится на понижение качества трансляции. А пиринговая сеть - это же большое количество компьютеров, у которых разное качество связи: кто-то в деревне смотрит, у кого-то 3G, и это очень нестабильно. Это нестабильная сеть, и в режиме не очень высокой нагрузки средняя скорость этой сети пониже, чем скорость у централизованного сервера. Но вся прелесть начинается именно тогда, когда приходит большой поток зрителей. Сервер уже не справляется и качество видео начинает падать. Он не справляется, а у нас все время стабильная сеть, которая растет и позволяет смотреть трансляцию с высоким качеством. В общем, этого добились только мы.


Про клиентов

Мы можем назвать себя международной компанией. Сейчас мы работаем над этим, у нас есть тестовые внедрения. Из российских клиентов мы впервые начали работать с Первым каналом. Существует порядка 200 потенциальных клиентов в России - это сайты разного уровня посещаемости. Из них около 20-30 - это действительно крупные клиенты, которым мы можем принести очень много пользы. Всего мире примерно 10 тысяч сайтов, которым Teleport нужен.
У нас есть задачи, для которых найти человека с подходящей квалификацией в Перми практически нереально. Поэтому у тебя выбор: или уходить и искать их на внешнем рынке или выращивать такого специалиста внутри компании.
О команде, отсутствии девушек-программистов и поиске специалистов в Перми

Сейчас в нашей компании около 22 человек. Одно из моих лучших бизнес-решений за этот год - взять в команду талантливого и сильного hr-специалиста. Это действительно необходимо, ведь команда - ключевое в нашей работе. С тех пор, как мы наняли этого специалиста, наша команда усилилась очень сильными профи.

У нас есть задачи, для которых найти человека с подходящей квалификацией в Перми практически нереально.. Поэтому у тебя выбор: или уходить и искать их на внешнем рынке на удаленную работу, или выращивать такого специалиста внутри компании. Я предпочитаю второй вариант, но, конечно, это далеко не со всеми работает. Надо тоже говорить прямо: есть несколько типов работников. Есть хорошие ремесленники, которые хотят узко специализированно в каком-то месте работать, и их не надо отправлять в какую-то неизведанную ими область. Есть люди-поисковики, которые готовы вгрызаться в совершенно новую для них задачу. В нашей компании есть и те, и другие. Я стараюсь людей замотивировать реально сложными задачами, надо заметить, мирового уровня. К примеру, есть несколько задач по математике, по криптографии, которые претендуют на научную новизну. Их решения мы еще не нашли. Не нашли их и несколько приглашенных экспертов. Но мы продолжаем поиск, все время экспериментируем.

Сейчас состав преимущественно мужской. Я бы очень хотел видеть в команде девушек-разработчиков, но их очень мало. К сожалению, до сих пор немногие из девушек выбирают такую профессию. Недавно прочитал про интересный факт: еще в 60-х и 70-х годах соотношение девушек и молодых людей, которые занималисьматематикой и программированием, было примерно равным. Затем что-то изменилось, и бац - учиться на программиста стали только мальчики. Как правило, у нас заработная плата разработчиков начинается от 70 тысяч. У нас официальное трудоустройство. На самом деле, в этом плане нам повезло, потому что мы резиденты Сколково, и это очень сильно помогает: есть налоговые льготы, и на наш объем выручки мы можем нанять людей на треть больше, чем такая же ИТ-компания, но без льгот Сколково.


О корпоративной культуре

Вообще, пока у нас только зачатки корпоративной культуры. Например, по пятницам у нас какой-нибудь из сотрудников выходит и рассказывает всем про себя, про свою жизнь, путешествия и хобби.. Также у нас бывают игровые пятницы, когда мы опять же заканчиваем работу раньше, покупаем пиво, рубимся в Counter-Strike, играем в настолки.

Мы в компании для сотрудников приобретаем SkyEng уроки на условиях софинансирования: 50% платит компания, 50% наш сотрудник. Получается, компания удваивает число уроков всем, кто учится. Я, собственно говоря, один из сотрудников, который пользуется этой привилегией.
О науке и перспективе ученых в России

Мне по-прежнему безумно нравится физика, и я периодически даю публичные лекции. У нас в Перми есть замечательные люди - Сева и Оля Бедерсон, которые устраивают Пермские научные бои. Это формат, когда 2 человека выступают со своими лекциями перед слушателями. Есть еще формат, когда 1 человек рассказывает про научные концепции. 3 года назад меня туда позвали коллеги мой жены с кафедры теоретический физики ПГУ. Это было вообще космически, меня, простого любителя физики, профессионалы просят дать лекцию про Большой Взрыв. Когда я закончил, спросил всех 4 кандидатов наук, которые были на лекции: "Ну что? Ну как? Я слажал?" Они ответили: "Нууу… Нормально", и чуть погодя: "В общем, хорошо".

Конечно, очень многое приходится упрощать, когда рассказываешь о космологии аудитории где сидят, например, дети 7-10 лет. Надеюсь, у меня это удается без утери физического смысла, ведь в нем вся красота и сокрыта. Я давал еще несколько лекций про космологию и черные дыры. Хотел бы в новом сезоне рассказать про мой любимый поразительный, не укладывающийся в житейскую логику эксперимент с пролетом квантовых частиц через экран с двумя щелями. Вот где настоящее пиршество для ума.

Я отказался от карьеры ученого, но как по мне - это интересное дело. Смотрю на свою жену Людмилу, кандидата физ-мат наук, и вижу какие у нее широкие возможности для с. Если ты хороший исследователь, то тебя могут пригласить работать в лучших научных коллективах у нас в стране, и за рубежом. Поработать над очень интересными задачами. К примеру, около 2 лет Люда проработала во Франции, в городах Марсель и Нанси. В этот период я наездами к ней прожил во Франции в сумме что-то около 7 месяцев. Работал удаленно, это несложно делать, потому что так устроен ИТ-бизнес, и так устроена наша команда.


О личном

Сейчас мы с Людой подыскиваем новую квартиру. Нам хочется переехать в центр, но пока мало хороших предложений. На самом деле, не очень большой выбор качественного жилья, потому что хочется большую квартиру с удобной и современной планировкой. Приходят мысли и о своем доме Мне нравится романтика загородного проживания: приезжаешь на Рождество, например, там стоит елочка, падает снежок, камин…

Если честно, еще приходят мысли о квартире или даже доме во Франции. Мы с женой влюблены в эту страну. Ощущаем себя там очень комфортно, как дома. Не как дома в России, а как… в другом доме, который нравится не меньше первого. Может быть это еще и связано с тем, что у меня там живет двоюродная сестра, с которой у нас очень теплые отношения. Мы любим гостить в ее доме. Очень рады когда она приезжает к нам.
В первую очередь нужно осознавать безграничность собственных возможностей. А когда это приходит,то прописка уже не так важна.
О Перми и возможностях

Ну, во-первых, не город определяет какие-то возможности, а сам человек для себя определяет чего он может достичь. Город сам по себе верхнюю планку достижений не задает. У нас сейчас очень плоский и связный мир, то есть можно писать, звонить любым людям по всему миру. Познакомиться через социальные сети. С точки зрения работы, вообще Пермь хороший город. Приличная связанность с Москвой - 2 часа на самолете. Весомый, по отношению ко многим городам, внутренний рынок - 1 миллион человек. Университеты высокого уровня, выпускающие хороших специалистов. Более скромные, по сравнению со столицами, зарплатные ожидания, при сравнимом качестве результата. А с клиентами любому ИТ-бизнесу можно и нужно работать удаленно.

В свое время мне также очень нравилось все, что происходит в культурном пространстве Перми. Я говорю, в первую очередь, о фестивале "Белые ночи" и всех событиях вокруг идеи "Пермь - культурная столица Европы". Кстати, я был на открытии года "Марсель - культурная столица Европы", когда он действительно на год стал культурной столицей. Пермь по качеству представлений в целом не уступала Марселю.

Думаю, что идея о Перми как новом культурном центре очень продуктивная. Хочу надеяться, что она получит второе дыхание. Хочу, чтобы в Перми развивалось городское пространство, как оно развивается в Москве. Чтобы появлялись и росли какие-то точки притяжения, точки интереса для людей, которые закончив свой рабочий день могли бы прожить насыщенный вечер.

Хоть в современном безграничном мире прописка и не важна, и можно жить и работать где угодно, но Пермь остается навсегда моим родным городом, в который я влюблен, и в который хочется возвращаться.
Автор проекта - Агентство событий TOP2B, Ольга Козич
Куратор проекта - Екатерина Калинина
Локация - ресторан AURA (Монастырская, 23Б)
Фотограф - Александр Гринишин